Храм святой блаженной Ксении Петербургской

Протоиерей Глеб Помелов. История Киевского некрополя

История человеческих захоронений настолько же стара, как и само человечество. Жизнь и смерть всегда шли рядом, как и добро со злом. Тысячи лет сохранялись неизменное отношение к смерти, покорность судьбе и природе. И всегда могилы усопших считались почитаемым местом, недаром у народов разных вероисповеданий развит культ умерших.

Василь Стефаник писал в начале ХХ века: «Народ наш умеет хоронить и любит хоронить. Культура похорон, уважение к покойнику и святая память о нем всегда ставили наш народ на передовое христианское место».
Лихолетья, начавшиеся в 1917 году, перевернули жизнь не одного поколения людей. Не пожалели они и усопших… Павло Тычина писал в 1939 году: «Куда бы я ни приезжал, сначала иду на старое кладбище и уже по первому впечатлению сужу о всем городе. Чаще всего это впечатление удручающее, а ведь и внуки похороненных еще живут в этих местах. Как же можно так относиться к дорогим могилам? Варварство!»

Город живых и город мертвых

История Киева — это в первую очередь история его населения, людей, которые жили и творили в этом городе на протяжении веков. Практически не было ни одного исторического события в Киеве, участниками которого не стали бы его жители. Недавно, к примеру, в подвале здания будущей Дипломатической академии (ул. Б. Житомирская, 2) обнаружена могила княжеского дружинника, который умер 1080 лет назад. В захоронении найдены прекрасно сохранившийся меч, серебряный перстень, различные предметы быта, конская сбруя и… каменный котелок викинга, а также глиняная табличка с неизвестными письменами. Эх, если бы эти предметы могли заговорить!..

Киев — особенный город. И за свою долгую жизнь он утвердился вправе быть таким, каким ему вздумается. Раем для каштановых бульваров, для влюбленных, для тех, кто ценит жизнь и красоту. Он был свидетелем многих общественных изломов, но при любой революции всегда шел своим путем. В конце концов, это его, Киева, дело — не унывать, играть фонтанами, любить женщин, вознося на постаменты Лесю Украинку и княгиню Ольгу. Он умеет юных наделять романтикой, а взрослых лишать наивных снов… Здесь полторы тысячи лет люди рождались, творили и созидали, давали жизнь своим детям… И умирали.

В монастырях и церквях хоронили людей выдающихся, а для рядовых киевлян город на протяжении своей истории открывал в различных своих уголках десятки кладбищ. Сегодня некоторые из них еще существуют, хотя захоронения там давно уже не производятся. Многие же напрочь стерты с лица земли, и нет никаких следов прошлого на месте нынешних цветочных клумб, спортплощадок, школ, автострад, жилых домов и торговых павильонов…

Объективности ради стоит отметить, что сносились кладбища и сто, и двести, и триста лет назад. В обстоятельной книге «Киевские кладбища», изданной в 1842 году, изложена история многих киевских захоронений и «переселений мертвых из одного места в другое, более для них удобное».

Кладбища обычно являются составной частью, а иногда и достопримечательностью города. Есть среди них и новые, а есть и такие, возрасту которых позавидует иной город. Киев, как и все города, также имеет свои кладбища, но ни одно из действующих сегодня не может похвастаться почтенным возрастом.

Первый некрополь, упоминаемый в летописях, находился на Печерске. По некоторым предположениям это было огромное кладбище, существовавшее здесь задолго до принятия христианства. В Киеве существовало еще одно древнейшее кладбище. Расположено оно было у подножия Старокиевской горы. Скорее всего, это и был первый некрополь Киева, так как заселения города началось именно с этого места.

Вообще сведения о древних киевских кладбищах крайне скудны и немногочисленны. Летопись некрополей Киева можно более или менее полно вести лишь с XVI—XVII вв. Но если следовать логике, можно предположить, что древнейшими из дошедших до нас являются монастырские кладбища. Но они явно не содержат столько могил, сколько было погребено киевлян за всё время существования города. Наиболее древними можно считать Лаврское, Выдубецкое и Кирилловское (Иорданское) кладбища. Наиболее старое кладбище находится в Лавре. Здесь хоронили монахов с самого основания Лавры, хотя вполне вероятно, что первые захоронения были пещерные.

История традиции захоронений

В дохристианской Руси отношение к ушедшим из жизни наполнялось особенным трепетом. Наши предки хоронили умерших сородичей по выработанным веками традициям. Чтобы отметить место захоронения, над останками усопшего насыпали курганы, устанавливали «столпы». Уже в XII— XIII веках, как отмечает. Б. А. Рыбаков, слово «столп» встречается в памятниках письменности в значении башни, небольшого домика, кельи, сторожки, надгробия. В современном украинском языке сохранилось слово «домовина», т.е. «изба смерти», попросту — гроб. Корни слова «домовина» уходят в глубины веков, к былинным временам Руси. Традиция устанавливать над могилами домовины-столпы, и тем самым сочетать обряд с четким обозначением места захоронения сохранялась на Руси до начала XX века и распространялась на обширных территориях «от Архангельского Севера до Дона. В некоторых старообрядческих таежных деревнях она жива до сих пор.
Традиция курганных погребений знатных особ сохранилась до времен Киевской Руси. Так в 945 г. княгиня Ольга повелела насыпать высокий курган над прахом убитого древлянами мужа. Арабский путешественник Ибн-Фадлан (921г.) описывает погребение знатного руса и сообщает следующее: «Они построили… нечто подобное круглому холму и водрузили [в] середине большую деревяшку ханданга [белого тополя], написали на ней имя [этого] мужа и имя царя русов и удалились».

С появлением в древнерусских городах в конце X—XI в. православных храмов начинают формироваться кладбища возле них и некрополи внутри них. В то же самое время значительная часть городского населения продолжала совершать захоронения под курганными насыпями. В этом плане представляет интерес городской могильник XI—XIII вв. за валами Переяслава-Хмельницкого. Он служил кладбищем для рядового городского населения. Под курганами обнаружены погребения в глубоких ямах, в деревянных гробах, сбитых гвоздями. При исследовании Чернигова также зафиксированы городские курганные погребения с захоронениями в ямах, с остатками деревянных гробов, крышки которых заколачивались обычно двумя гвоздями – в головах и в ногах.

В пределах современного Киева известны шесть крупных групп курганов: У Старокиевской горы (более 100 курганов), в районе Софийского собора, вдоль Кирилловской возвышенности, в районе Крещатика (несколько сот), Корчеватое (около 600), Китаево (около 400).

В грамоте А. Боголюбского упоминается четыре кургана, определяющие границы угодий Печерской Лавры – Переплет, Переплетовка, «Великая могила» и курган на Новоселовском поле. До 1824 г. в урочище Аскольдовая могила существовал курган «Дирова могила». Еще одна погребальная насыпь с подобным названием располагалась около Софиевского собора.

Курганы на горе Угорской существовали еще с эпохи бронзы. Именно здесь был погребен Аскольд, коварно убитый князем Олегом. Жертвой «языческого переворота» также стал князь Дир – похоронен за Ирининской церковью (на пересечении ул. Золотоворотской и Ирининского пер.). По преданию, через 50 лет после этой трагедии – в 932 г., княгиня Ольга возвела на месте погребения Аскольда церковь Св. Николая Мирликийского. В середине XI в. здесь существовал женский Николаевский монастырь, в котором монахиней была мать св. Феодосия – одного из основателей Лавры. В XII в. монастырь преобразован Мстиславом Владимировичем в мужской «Николаевский Пустынно-Слупский мон.». С той поры, на погостах Аскольдовой могилы появились православные захоронения.

Среди захоронений дохристианского Киева особый интерес вызывает могила Вещего Олега. Многие историки связывают ее с Щекавицей, расположенной между Юрковицей и Кожумяками. Комментируя известную акварель С. Сажина, исследователи указывают расположение захоронения легендарного князя в районе ул. Обсерваторной.

Присутствие скандинавов на Руси подтверждается их погребальной обрядностью, в частности – погребениями в ладье. Этот североевропейский погребальный обряд был распространен у викингов, пока в XI в. его не вытеснили обычные погребения на кладбищах. При обычной ингумации скандинавских воинов клали на спину с руками, сложенными на плечах. Такой тип погребений встречается в некрополе под Десятинной церковью. Предположительно, здесь захоронены варяги, находившиеся на службе у князя Владимира и умершие от ран после осады Корсуни.

Ладья являлась традиционной погребальной принадлежностью и у славян. Некоторые приморские племена клали трупы усопших в лодки и вверяли их волнам. Тела полководцев и королей возлагались на кучи хвороста в передней части корабля и поджигали. Затем, подымали паруса и, направив руль, пускали пылающий корабль в море. Таким образом, путь в Мир Мертвых протекал вначале по обычной воде, затем по рекам Нижнего или Небесного миров.

В несколько трансформированном виде подобная традиция распространилась на Украине, в Белоруссии и Польше, где над могилами возводились склепы — небольшие каменные или деревянные архитектурные сооружения.

С утверждением православия, в могилы стали помещать символы веры: крестики, иконы, ладанки… Позднее появились и надмогильные кресты, иногда имеющие козырек, символизирующий крышу дома.

По мере сближения с европейской цивилизацией, широкое распространение получает установка надгробных плит, каменных глыб, памятников, скульптурных изображений.

О киевских кладбищах

Дореволюционные путеводители по кладбищам России подробно знакомили путешественников с местами захоронений наиболее известных людей, помещали изображения памятников, указывали их авторство, сообщали историю создания. Определенную часть людей влекло праздное желание «отметиться» у могилы какого-нибудь государственного мужа или известного соотечественника.
Нахождение в Киеве последнего пристанища знаменитости имело особую значимость и привлекало заезжих посетителей, оставлявших здесь часть своих капиталов, т.к. именно церковь содержала погосты и ухаживала за могилами, и получала средства на их содержание. Вот почему, кладбища были ухожены и опрятны (добавим, что и отношение людей к «отеческим гробам» было куда пристойнее, чем ныне).

Это нашло отражение и в исторических мемуарах, и в мировой литературе: дряхлый старик, едва передвигающий ноги, неустанно очищает от налета мха надписи на забытых надгробиях в романе Вальтера Скотта «Пуритане», лермонтовский «развалин страж полуживой, людьми и смертию забыт, сметает пыль с могильных плит» у стен заброшенного монастыря… Подобных примеров великое множество.

«Сколь ни было бы велико число ныне живущих, оно несопоставимо с числом тех, кто ушел, — справедливо замечает Е. Филатов. — Память о них священна, и так должно быть всегда. Она, эта память, выше часто меняющихся политических или каких-либо других симпатий или антипатий. В немецкой колонии имелись собственное реальное училище, женская прогимназия и бесплатные квартиры для бедных лиц лютеранского вероисповедания. С древнейших времен умерших хоронили в зданиях церквей и монастырей, на их подворьях и погостах.

История у нас одна, и мы не можем без конца ее переписывать, подделывая под эти изменения документы и следы материальной культуры, к которым, безусловно, надо отнести и некрополи».
vСколько же киевлян ушло из жизни за весь период существования древнего города, скольких из них предано земле его священной!

Смерть неумолима. Число кладбищ, существовавших и существующих в Киеве ныне, велико. О них и речь.

Интересные сведения встречаются в «Описании Киева» Николая Закревского, который сообщал, что « в том месте , где кончается Крещатик и начинается обсаженное тополями Университетское шоссе (там, где ныне квартал, образуемый улицами Красноармейской, Пушкинской и бульваром Тараса Шевченко.) во второй половине XVIII столетия находилось Лютеранское кладбище» (расположенное рядом с местностью, заселенной лютеранами. Улица, где находилась их колония, именовалась Лютеранской. В 1812г. кладбище это упразднили, «впрочем, долгое время, оставленное это Немецкое кладбище, представляло весьма печальный вид разрушения, оно находилось в песчаной котловине, дождевая и снеговая вода, стремясь с возвышенных мест, уносила с собой песок, подмывала кресты, надгробные плиты, кой-какие памятники и обнажала гробы, а нередко и самые скелеты. В 1825 году было уже весьма малое число гробов; таким образом, кладбище само собою уничтожалось… С 1834 года вся эта местность стала быстро застраиваться. Взамен этого кладбища было отведено другое на юге Печерска, близ Зверинца.

Старинное кладбище существовало когда-то в Кирилловском монастыре, где хоронили умерших при богоугодных заведениях. В их числе оказался и замечательный композитор — Артемий Лукьянович Ведель, — дирижер Академической капеллы. В 1792 году он поступил послушником в Лавру. Умер в 1806 году в доме для умалишенных. Местонахождение его могилы оказалось неизвестным, знали только, что она где-то на погосте Кирилловской обители. Правда, Ф. Эрнст, а вслед за ним и авторы энциклопедического справочника «Киев» утверждают, что могила А. Л. Веделя находилась на Щекавицком кладбище, хотя это представляется маловероятным.

Многие единичные захоронения, находящиеся на территории монастырей и церковных погостов, заботливо оберегались в течение столетий.
Существовало в городе и Старокиевское кладбище, расположенное недалеко от верховьев Глубочицы, но оно было упразднено, и на этом месте построили церковь Вознесения Господня.

В XVIII веке наступил качественный и, увы, количественный рост кладбищ. Развитие города и увеличение числа его жителей с одной стороны, а с другой, многочисленные эпидемии, уносившие тысячи жизней — вот главные причины роста кладбищ.

10 марта 1710 года киевские летописи зафиксировали как страшный день морового поветрия (язвы): «Тогда пуст город Киев остался, яко выгнало всех обывателей из Киева, — пишет неизвестный летописец начала XVIII века. — И странствовали от града во град един другого чуждающиеся: отец детей, дети отца; и многих трупы поядали зверие, птицы, псы и свиньи. Церкви божественныя опустошели, також и монастыри, и не было ни жертвы, ни приношения. И тако было время, что ни купити, ни продати; ибо городы были позапираны, дома позабиваны, жители изгнаны и все, кто что имел, оставлял и бегал в пустынях и полях; видели друг друга смерть ходячи, ибо и сидячии вмирали нечаянно и живые чуждались мертвых своих…» Это моровое поветрие, продолжавшееся до начала января 1711 года унесло по самым скромным подсчетам более четырех тысяч жителей.

Следующее крупное бедствие произошло шесть лет спустя.

Не менее ужасающими представляются и размеры бедствия, описанного в воспоминаниях доктора Медицины Иоанна Лерхе. Он сообщает о ходе эпидемии, начало которой зафиксировано 3 сентября 1770 года. « На Подоле с каждым днем становилось все хуже; между тем жители, видя, что дома (в которых находились больные) оцепляют, а умерших от чумы вывозят, стали утаивать больных; мертвых же тайно погребали на дворе и в садах, или ночью от 10 до 20 трупов выбрасывали на улицу пред чужими воротами, дабы скрыть заразу в собственном доме».

На одном из островов на Днепре устроили карантин, куда вывозили обнаруженных заболевших «гнилой горячкой с пятнами и нарывами». До 15 ноября, только на Подоле, было зафиксировано более 6000 умерших от чумы. Когда количество зараженных достигло катастрофического числа, после благословения Святейшего Синода карантин устроили в Кирилловском монастыре. В Софийском монастыре чума унесла жизни пятидесяти монахов и более семидесяти прислужников (послушников, певчих и др.). Эпидемия стала затухать только к февралю 1771 года (в Старом Городе и Печерске на месяц ранее).

Общее количество умерших от чумы достигло тогда 10000 человек. Такие эпидемии уничтожали почти все население Киева, что объясняет медленный его рост на протяжении длительного периода. Несмотря на кордоны, созданные по приказу императрицы, некоторым киевлянам, а в их числе были зараженные, удалось выйти за черту города, что содействовало распространению заболевания на обширных территориях. Следует отметить дальновидность монахов Михайловского монастыря, которые, узнав об эпидемии, тотчас отгородились от внешнего мира. Очевидно, сказался приобретенный ими опыт спасения от эпидемии 1710 —1711 годов. Тогда монашеская обитель также оказалась «не по зубам» чуме.

1847 год был отмечен приходом эпидемии холеры, унесшей более двух тысяч человек. В 1853 и 1855 годах от этой страшной болезни погибло ещё полторы тысячи человек.

Бури, паводки, наводнения, пожары, также наносили городу смертельные раны, и только огромная привязанность к земле предков не позволяла оставшимся в живых покинуть Киев навсегда.

Разумеется, эти страшные катаклизмы не могли не нарушить благолепия старых кладбищ, способствовали возникновению новых.
Эпидемия чумы открыла, например, счет массовым захоронениям на Щекавицком, ставшем городским кладбище. С нач. XVII века там существовали лишь единичные захоронения.

В 1872 году там возвели каменную церковь во имя Всех Святых, средства на строительство которой предоставили казна и купечество. В 1809 году выстроили колокольню, выполненную в стиле ампир, а позднее, в 1858 году, церковную постройку дополнили пристроенной к ее стене теплой каменной церковью. На Щекавице возник комплекс церковных построек.

На кладбище обрели вечный покой талантливый зодчий Андрей Меленский, академик В. С. Иконников, художник М. С. Буряковский… Здесь же находились фамильные захоронения знаменитых на весь Киев предпринимателей: Балабух, Барских, Войтенко, Романовских… Если верить преданию, первым на горе был погребен князь Олег.

В поминальные дни, а особенно в день Радоницы, на Щекавицкое кладбище сходилось все население Подола. Посуществу, это кладбище было более Подольским, чем общегородским.

История кладбища обрывается в 30-е годы нашего века. Ещё в 20-х годах здесь производили захоронения, но городские власти решением от 21 октября 1935 года постановили «перепрофилировать» некрополь в часть парковой зоны, сравнять мотальные холмы с землей, снивелировать местность и разрушить находящиеся на горе культовые сооружения. В кратчайший срок задание успешно выполнили.
Сейчас созданы и появляются новые кладбища. Растет город живых, не отстает и «город мертвых». Постепенно старые кладбища превращаются в свалку. Надгробные памятники похищаются. Выкопанные из «бесхозных» могил предметы старины пополняют коллекции дельцов, продаются «любителям древностей».
Ритуальные службы, в основном, к большому сожалению, являются на сегодняшний день коммерческими, осуществляются по сценарию, рожденным в кабинетах бездушных чиновников под портретами идеологов бездуховности, поражает своим убожеством, похороны превращены в конвейер, вымывание денег у несчастных родственников усопших.

Современный Киевский пантеон

По данным Главного управления ритуальных услуг, в Киеве в настоящее время зарегистрировано 29 кладбищ общей площадью 560 га, из которых 2 действующих – Южное (с. Вита-Почтовая, Киево-Святошинский р-н) и Северное (с. Летки, Броварской р-н), 2 закрытых (Мышеловское и Старообрядческое) и 25 частично закрытых. Из них пять ранее закрытых – Соломенское, Куреневское, Шулявское, Лукьяновское и Корчеватовское – в 2005 г. открыли для подзахоронения в родственные могилы, у которых истек санитарный период в 20-40 лет.

В 2007 году по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, при содействии благочинного Киева, секретарем Киевской Епархии, протоиерея Виталия Косовского было создано Кладбищенское благочиние.
На начало 2012 года благочиние насчитывает 19 приходов, которые окормляют кладбища Киева.

1. Байковое кладбище

Мемориальное кладбище в Киеве, одно из старейших и наиболее престижное в городе. Его площадь составляет 72,47 га. Расположено на Байковой горе в Голосеевском районе. Названо по фамилии генерала С.В.Байкова участника Отечественной войны 1812 года и русско-турецкой войны 1828—1829 годов. После выхода в отставку генерал поселился в Киеве и купил хутор за рекой Лыбедь, который стали называть по фамилии владельца— «хутор Байкова». Впоследствии от хутора получили название Байковая гора и находящееся на ней кладбище, которое было открыто в 1831 году с целью погребения лиц католического и лютеранского вероисповедания на отделенных частях. Несколько позднее (в декабре 1834 года) на нём было разрешено хоронить православных. Каждая из частей имела свою часовню.

Кладбище разделено Байковой улицей на две неравные части. Южная, малая часть— Старое Байковое кладбище, северная, большая часть— Новое Байковое кладбище, хоронить на котором начали с 80-х годов XIX века. «Новое» кладбище ограждено каменной стеной, входные ворота которой стилизованы под церковь, костёл и кирху. В 1884 году на его территории построили каменную Вознесенскую церковь.
На территории Байкового кладбища находится около двадцати старых склепов. Все склепы разнообразной архитектуры. Их объединяет лишь внутреннее устройство: маленькая комната, куда заходили люди для поминовения усопших, и огражденное решеткой подземелье, в котором находились гробы. Многие склепы были построены известными архитекторами: В. Городецким, В. Николаевым и другими.

Все эти склепы уникальны, поскольку были построены согласно традициям, соответствующим вероисповеданиям умерших,— православным, католическим, лютеранским. К величайшему сожалению, большая часть надписей была уничтожена во время Великой Отечественной войны. Сегодня склепы находятся в плачевном состоянии, все усыпальницы раскрыты и ограблены. Во время Великой Отечественной войны люди прятались в склепах целыми семьями, в основном это были семьи евреев. По версии очевидцев, немцы боялись кладбищ и не могли заподозрить, что там может кто-то прятаться. Благодаря этому многие семьи не постигла участь мучеников Бабьего Яра, и они пережили войну. Позже склепы служили приютами для бездомных.

На Байковом кладбище похоронены многие выдающиеся деятели науки, культуры, спорта, политические и государственные деятели. Среди которых: Иоанн (Соколов) (1877—1968)— митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх всея Украины (1944—1964) и епископ Варнава (Беляев)— исповедник Русской Православной Церкви.
В 2007 году на территории верхнего байкового колумбарного комплекса (рядом с крематорием) был заложен деревянный храм-часовню УПЦ «Воскресения Словущего» в честь освящения Храма Господня в Иерусалиме. Храм открыт ежедневно с 9.00 – 18.00

2. Городское кладбище Берковцы

Берковецкое кладбище — крупнейший киевский некрополь, расположен на месте бывшего села Берковцы. Создано в 1957году. Расположено вдоль улиц Стеценко и Газопроводной. Площадь — 152 га. В центре некрополя— деревянный храм УПЦ в четь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

Кроме обычных участков, часть кладбища была выделена для переносов захоронений с уничтоженного в годы Великой Отечественной войны Лукьяновского еврейского кладбища — в частности, был перенесен прах одного из известных евреев-жителей города доктора Макса Мандельштама, сооружены склепы праведников династии Тверских хасидов.

Отдельный участок посвящён военнослужащим— участникам боевых действий в Афганистане.

С 1986 года массовое использование кладбища прекращено, случаются лишь отдельные захоронения и подхоронения в родственные могилы. Также на кладбище хоронят ветеранов Великой Отечественной и советско-афганской войн и некоторых известных людей.

3. Совское кладбище

Совки — историческая местность, селение в Киеве, расположенное между Краснозвёздным проспектом, улицами Кайсарова, Трутенко и Жулянами.
Впервые упоминается в летописи в 1618 г. в связи с приобретением Киево-Печерской Лаврой этих земель у шляхтича Яроша Прокаповича, а в 1656 г. Софиевским монастырем.

Очевидно что и кладбище расположенное в Совках можно датировать 17 веком.
Кладбище занимает земли площадью примерно 10 га, на котором похоронено много выдающихся людей.

При Совском кладбище действует храм во имя праведного Лазаря Четверодневного 2007 года возведения. Храм открыт ежедневно (в отличие от кладбища, закрытого в обычные дни для посещений).

4. Зверинецкое кладбище

Зверинецкое кладбище — небольшой некрополь в Киеве, расположенный на Зверинце, на возвышенности между Наводницкий яром и бульваром Дружбы народов. Зверинецкое кладбище ведет начало от кладбища церкви Рождества Иоанна Предтечи (была основана между 1715—1729, существовала до 1930 гг. и была Приходским храмом Зверинца). Долгое время здесь хоронили только жителей этого киевского пригорода.

Кладбище получило общегородское значение в 1930-е годы, когда сюда были перенесены некоторые захоронения из разрушенного некрополя «Аскольдова могила» — писателя Андрея Подолинского, ученого и общественного деятеля Сергея Подолинского, мецената Василия Тарновского (младшего).

Здесь были перезахоронены основатель Троицкого монастыря преп. Иона (†1902) и основательница Введенского монастыря Матрона Егорова (прп. Димитра †1878), теперь их мощи возвращены в монастырские храмы.

В настоящее время кладбище полузакрыто (хоронят только на резервных местах). До 1975 года (очевидно, в 1974) у входа создан мемориал погибшим во время Второй мировой войны.

После войны выделен специальный участок для умерших работников завода «Арсенал», которые принимали участие в революционных событиях 1917—18 гг. После закрытия Лукьяновского кладбища здесь до 1990-х годов хоронили священников и монахов.

Площадь кладбища — 5,6 га (из них 3,3 га свободны от захоронений).
На кладбище действует деревянный храм УПЦ Рождества Иоанна Предтечи.

5. Лесное кладбище

Лесное кладбище — самый большой некрополь Левобережной части Киева. Открыто в 1970 году. Кладбище окружено живописным лесом, находится между Лесным жилым массивом и Алмазный озером (затопленный карьер). Монументальный главный вход — с улицы Крайней.

Занимает площадь 133 га. Достойные Центральная и Мемориальная аллеи, участки для почетного захоронения заслуженных граждан, большой ритуальный зал и ритуальная площадка. С 1989 года закрыто для массовых захоронений.
Лесное кладбище известно тем, что здесь располагалась могила монахини Алипии. Ее останки, захороненные на Лесном кладбище в 1988 году, не раз подвергались вандализму. В 2006 году братия монастыря Голосеевская Пустынь, обратились к Предстоятелю Украинской Православной Церкви с ходатайством о перенесении ее останков в мужской монастырь, на территории которого она жила в последние 9 лет своей жизни. Блаженнейший Владимир не отклонил ходатайство и благословил перенести мощи Христа ради юродивой монахини Алипии (Авдеевой). Мощи монахини извлекли из могилы в октябре 2006 года. До сих пор на кладбище люди молятся монахине Алипии у пустого погребения.

На этом кладбище существуют два храма УПЦ. Храм Всех святых недалеко от центрального входа, правая сторона от центра и Храм Воскресения Христова, в середине кладбища, левая сторона от центра.

6. Лукъяновское кладбище

Лукьяновское кладбище было открыто в 1872 году. С XIX в. на Лукьяновском кладбище был деревянный храм вмц. Екатерины. В начале ХХ века недалеко от храма был построен склеп-часовня над могилой городского головы, профессора Киевской Духовной Академии Стефана Сольского. В 1913 г. в Екатерининском храме был пожар и в период восстановительных работ литургия совершалась в склепе-часовне.

Лукьяновское гражданское кладбище является одним из старейших некрополей Киева. Открытие нового кладбища в конце Большой Дорогожицкой улицы было обусловлено переполнением уже существующих мемориальных комплексов. Официальное решение об этом городская управа приняла в 1878 году, но уже с 1871 на этом месте хоронили умерших из Кирилловской больницы. До революции 1917 года территория Лукьяновского кладбища время от времени расширялась, в советские времена — урезалась. Вскоре Лукьяновское кладбище получило статус Центрального, то есть, главного в городе, благодаря чему стало местом последнего приюта многих известных людей, почитаемых не только в Украине.

В 1920—1930-е годы на Лукьяновском кладбище совершались массовые тайные захоронения расстрелянных в Лукьяновской тюрьме НКВД. Среди них — прославленный (в 1993 г.) Митрополит Киевский и всея Украины сщмч. Константин (Дьяков; 1864—1937 гг. На киевской кафедре: 29 марта 1935 г. – 29 октября 1937 г. До переноса столицы УССР из Харькова в Киев носил титул Митрополита Харьковского и всея Украины). 29 октября 1937 г. он был арестован во время службы в Покровском храме (на Соломенке). 10 ноября 1937 г. – убит на допросе в Лукьяновской тюрьме.

С 1993 г. Богослужения, как и раньше, проходят в склепе-часовне Новомучеников и исповедников. Достраивается величественный храм Св. великомученицы Екатерины.

7. Святошинское кладбище

Святошинское кладбище основано в 50-е годы ХХ столетия в годы гонений на церковь для захоронений священнослужителей и монашествующих, т.к. территориально находилось вдали от Киева. Здесь покоятся — исповедник Руси ХХ века Феодосий (Ковернинский), епископ Архангельский и Холмогорский; ректор Московской Семинарии и Академии прот. Константин Ружицкий; ректор Киевской семинарии прот. Сергий Афонский; ученик святого праведного Иоанна Кронштадскаго прот. Феодор; более 200 насельниц Свято-Покровского женского монастыря, священники того же монастыря; духовенство Киево-Печерской Лавры, бывшего кафедрального Владимирского собора и прочих церквей Киевской епархии; Христа ради юродивые старицы схимонахиня Серафима (Федорова), убиенная фашистами в 1943 г. за обличение их в скором бегстве из Киева незадолго до освобождения города и её послушница и преемница в старчестве, с которой они прятали и выхаживали русских солдат во Фроловском монастыре во время оккупации — схимонахиня Мария (Димарова † 1953), которые своими молитвами и сегодня исцеляют смертельные болезни, предстательствуют за чад, об устройстве на работу и обретении жилища, а также помогают в материальных и других нуждах.

Христа ради юродивая старица девица Екатерина Вышгородская (Моленко) жившая на Водогоне, которую многие чада, в том числе и священники до сих пор помнят († 1997) – преемница матушек Серафимы и Марии; блаженная страница и прозорливица Марфа уроженка с. Золотуха, Гомельской области, которая с 16-ти лет видела явно Богородицу и великомученицу Варвару, духовная дочь величайших подвижников благочестия архимандрита Полихрония (в схиме Прохора), прп. Кукши, исп. Одесского и прп. Амфилохия Почаевского, а так же и многие другие, о которых существуют лишь скудные сведения.

Также на территории Святошинского кладбища в отдельных и в братских могилах покоятся более 300 бойцов-освободителей Киева от фашистских завоевателей в 1943 г.

На кладбище с 1954 г. ежегодно 29 июля при огромном стечении верующих у могилок матушек Серафимы и Марии совершались панихиды, а в 2008 году возле входа на территорию кладбища был построен храм-часовня блж. Ксении Петербургской, и 2 мая 2009 г. он был освящен Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины.

Храм изначально строился в честь иконы Богородицы «Всех скорбящиих Радосте», а своё название Ксении он приобрёл в связи с великой подвижницей, прозорливой старицей схим. Ксенией Гомельской († 2010).

Впервые посетив Святошинское кладбище, не смотря на то, что у неё плохо сгибались коленки, и ей тяжело было передвигаться, только лишь переступив ограду кладбища, упала на колени и сказала: «Господи, сколько же здесь лежит святых! Вы не видите, а я вижу. Тут должен быть храм!» Таким образом, схимонахиня Ксения взяла под свою опеку строительство этого храма. Она нашла людей, которые и построили его всего за пять месяцев.

Храм получил своё название блж. Ксении Петербургской потому, что когда уже возвели стены и сделали крышу, матушка Ксения явно увидела, как в недостроенный храм зашла сама Ксения Петербургская, впоследствии выяснилось, что рыть котлован для строительства начали именно 6 февраля на день Ксении Петербургской.

8. Северное кладбище

Городское кладбище, расположено в с. Летки Броварского района Киевской области Украины. На сегодняшний день киевское Северное кладбище— одно из 2-х действующих кладбищ в столице Украины. Расположено, примерно, в тридцати километрах от Киева.

Открыто в 1989 году на площади около 98 гектаров на землях, где раньше производились химические и чернобыльские захоронения, отходов производства химволокна.

На кладбище до настоящего времени похоронено около тридцати тысяч человек.
На киевском Северном кладбище за последнее время за средства государства произведено более чем десять тысяч захоронений неопознанных и невостребованных тел умерших.

На территории кладбища с левой стороны от центрального входа в 2009 г. построен храм УПЦ святителя Николая Мирликийского.

9. Южное кладбище

Кладбище расположено в поселке Вита-Почтовая Киево-Святошинского района Киевской области. На сегодняшний день Южное кладбище— одно из двух действующих кладбищ в столице Украины. Расположено на 7-м километре Одесской трассы.
Возле Южного кладбища располагается немецкое военное кладбище, на котором похоронены немецкие солдаты, погибшие в районе Киева во Второй мировой войне.

Оно построено и содержится на средства немецкой организации Volksbund Deutsche Kriegsgräberfürsorge e.V.. Военное кладбище также действующее— на нëм регулярно перезахоранивают останки немецких солдат и офицеров, погибших во времена Второй мировой войны и найденных при раскопках на местах сражений.
На территории Южного кладбища в 2011 г. построен храм УПЦ прпп. Антония и Феодосия Печерских. Храм располагается по левую сторону от центрального входа на кладбище.

10. Дарницкое кладбище

Пассажиры поездов, которые прибывают в Киев со стороны Дарницкого вокзала по левому берегу Днепра, в окна могут увидеть кресты Дарницкого кладбища. Кладбище, на котором уже не ведутся захоронения, но на котором еще подхоранивают расположено по обеим сторонам улицы Тепловозной и вдоль Харьковского шоссе. С одного бока его ограничивает железная дорога, а с другого обрыв, ведущий к гаражам. Кладбище огорожено белым забором, имеет табличку, на которой можно прочитать его название.

На кладбище похоронено 533 воина Красной Армии, погибших в 1941—1944 гг. Кроме того, здесь же похоронены 43 польских зенитчика, погибших в апреле 1944 г. при отражении немецкого налета на Дарницкий железнодорожный узел.

Дарницкое можно разделить на “новое” и “старое”.
“Новое” кладбище находится по правую сторону ул. Тепловозной в сторону Дарницкого вокзала. Старо-Дарницкое кладбище по левую.
Самое старое захоронение датируется 1918 годом.

В 2009 г. на кладбище возле мемориала построен храм УПЦ мученицы Раисы.

11. Соломенское кладбище

В 1890 году на территории пригорода Киева Верхней Соломенки было основано Соломенское кладбище (пр-кт Воздухофлотский, 29). За время существеннее кладбища (120 лет) на нем было захоронено десятки тысяч киевлян. Точного их счета давно уже не знает никто.

В данное время кладбище считается закрытым, но периодически разрешается под захоронения в родственные могилы.

Надо сказать, что часть кладбища (1 и 2 его участки) в 50 -е годы советской власти была снесена и на ее месте утроен парк им. Н. Островского. И только в 2010 году на этом месте был возведен и православный Храма Преображения Господня. Часть кладбища в коне 90-х годов была снесена и для постройки на его месте высотного здания, теперь там находятся Высший апелляционный и высший административный суды…

(463)

Перейти к верхней панели