Храм святой блаженной Ксении Петербургской

Диакон Сергий Герук. Странница Марфа

«Когда мне было семь лет, мне приснился сон, будто нахожусь я во дворе своего дома, а с неба спускается желтая люлька и слышится голос с высоты, приказывая, чтоб я садилась в эту люльку. А я посмотрела вверх на золотую люльку, испугалась и убежала в хату. Но люлька спустилась сквозь потолок и появилась Матерь Божия в белом одеянии, посадила меня в люльку, и сама села, и стали мы подниматься вверх…» – рассказывала Марфа своим подругам-христианкам, с которыми ютилась в тесной комнатке у Флоровского монастыря.

Сейчас это уже пожилые женщины, живущие по монашеским канонам: в молитве, посте, покаянии и нищете. Рабы Божии Варвара, Валентина, Ольга. Они первыми стали записывать видения блаженной Марфуши, которую при жизни многие считали сумасшедшей, «болящей». Да и современный психиатр поставил бы ей диагноз шизофрении с сопровождающими зрительными и слуховыми галлюцинациями.

И даже в кругах православных, духовенства и ортодоксальных мирян видения блаженной Марфы, записанные на 200 машинописных листах, воспринимаются как «прелесть», т.е. как ложное духовное знание, полученное не от Бога, но от лукавых духов тьмы. И только немногие духовники, в основном пожилые старцы, усматривают в видениях Марфы откровения невидимого мира, а в самой Марфе – избранный сосуд Божий, блаженную святость. Так, еще в 1968 году при жизни Марфы (блаженная почила о Господе в 1992-м) архимандрит Полихроний писал матушкам Покровского и Флоровского монастырей Киева:

«Доносится мне слух, что вас смущает то, что открывается Марфе. Это и раньше было так: открывались простым людям тайны Божии, как сказано в Апостоле: скрыто от премудрых и разумных мира сего и открылось простым простецам. И отцу Ионе (ныне канонизированный святой – С.Г.) много открывалось тайн Божиих. но ему не верили ни митрополиты, ни протоиереи, а простецы поверили. Мне, как духовнику Марфы, известны ее подвиги, ее жизнь и откровения с 1956 года, как она прибыла в Киев, и до настоящего времени, как она гонима от всех: не только от гражданских лиц, но и от монастырских». А вот что написала в предисловии к рукописи некая Алевтина Н.., машинистка, готовившая рукопись к печати:

«…еще меня поразило лицо на фотографии. Очень красивое, а глаза полны невыразимой скорби. Смотрела в них и чувствовала боль. Человек в прелести не может иметь такие глаза. Они – как зеркало души. Я сразу ей поверила. Я была восхищена трудом и терпением тех, кто записывал откровения столько лет, кто собирал и бережно хранил их (иногда в опасности), кто аккуратно отпечатал почти 200 листов».

Жизнь блаженной проходила в двух мирах: этом, материальном и видимом, и в духовном, небесном, невидимом. Да и сама жизнь рабы Божией Марфы, полная лишений и невзгод, болезней и испытаний, была пронизана духом веры и небесной вечности. Более 35 лет Марфу посещали видения небесного мира, в которых она общалась со Спасителем мира, Христом, Его Матерью Богородицей, многими угодниками Божьими, среди которых наибольшее покровительство блаженной оказывала великомученица Варвара, мощи которой и ныне хранятся во Владимирском Соборе. Кстати говоря, духовный подвиг блаженной начался по благословению Великомученицы Варвары, посетившей бедную, неграмотную девушку из белорусского села Золотуха, что около местечка Василевичи. Случилось это в Успенский Пост, в августе 1956 года. Стенографисты видений Марфы сохранили в точности морфологию блаженной, ее простую речь:

«…Я с трудом поднялась с койки и вышла в сенцы, чтоб вдохнуть свежего воздуха. И когда я вышла, то не смогла уже устоять на ногах и упала на пол

Я стала скорбеть и плакать, чтоб мне не умереть без покаяния, и стала просить святую великомученицу Варвару: «Святая великомученица Варвара, я погибаю и иду в ад»,сказала и с полчаса горько плакала. Затем я услышала слова: «Доколь ты будешь местись в этой мирской суете? Бери икону Матери Божией Казанской и иди из дому в Киев-град». Когда я услышала такие слова, я стала снова плакать и отказываться идти из дому. «Как я пойду из дому с иконой, с меня будут люди смеяться, что я ушла из дому с иконой», – сказала я и услышала ответ: «Так ты боишься идти из дому с иконой, я не побоялась свою святую голову подложить под отцовский меч за венец Христов, а ты людей боишься». «А как ты подложила?» – «С молитвой».

После этих слов я наяву увидела святую великомученицу Варвару. Никогда не видела такого красивого человеческого лица. Святая угодница была одета в сияющую желтую ризу, на которую Нельзя было смотреть из-за сияния. «Не послушаешь меня и того, Что я тебе сказала, не пойдешь из дому, значит, и тебе не помогу на Страшном Суде избавиться от бесов». И сказала: «Встань, положи четыре поклона перед моей иконой». И еще святая великомученица Варвара сказала: «Я у Господа на небеси в славе и я на земли своими мощами исцеляю больных», после чего вышла из дому. Когда святая великомученица Варвара вышла, я почувствовала, что исцелилась, встала и смогла положить поклоны.

После исцеления я пожила дома две недели и взяла икону Божией Матери Казанской. Поехала в Киев, как и повелела мне святая угодница».

Житие Марфы в Киеве проступает и через ее откровения. Жизнь монастырей, поведение монахинь и священников часто комментируются в ее видениях. Святые угодники великомученица Варвара, Николай Чудотворец, Спаситель и Божия Матерь – подробно объясняют ей, как должно себя вести в той или иной ситуаций, как служить, как размещать образа в храмах, как избежать распрей и клеветы. 60-е годы – годы гонений. Блаженной открывались судьбы людей. Многим предсказала она, как поступать, как себя вести в испытаниях. Например, монаху Руфу предсказала, что он будет освобожден из заключения раньше срока, не разрешала покидать Киев после освобождения, хотя ссыльного монаха власти отказывали прописывать.

Трогательно звучит рассказ блаженной о встрече с умершей матерью на Пасху в Печерской Лавре в апреле 1959 года. Удивительно одно из явлений святой Варвары, которая требовала сменить одежду на ее мощах. И множество других чудесных видений, напоминающих волшебные сказки.

Часто в записях отсутствует земная логика, смысл многих высказываний носит прикровенный таинственный характер. Многие повествования открывают картины далекого будущего, которые должны постичь землю и Церковь Христову. Например, удивляет место, когда
Марфа получает откровение о времени, когда не будет в храмах вина для Причастия, и Марфе сообщается, что допустимо будет служение Евхаристии на простой кипяченой воде, которую Господь претворит в вино, а затем в Свою Кровь, как сделал ОН, по евангельскому рассказу, в Канне Галилейской, претворив воду в вино на брачном пире в бедной семье. И множество других удивительных откровений, вызывающих у большинства читающих недоумение. Характерно и то, что Марфа в видениях часто цитирует Евангелие и псалмы, а также высказывания святых отцов, хотя сама была неграмотной, не умела ни писать, ни читать.

Автор тих строк также с большим недоверием и сомнением отнесся к рукописи с записями откровений блаженной. Это было в 1991 году, за полгода до смерти рабы Божией. Мы приехали на Оболонь, где в «гостинке» жила блаженная. Встретила она нас просто, несколько раз пристально взглянув в глаза. В ее взгляде было нечто особенное, удивительно спокойное и мягкое, благодатное. Она как-то обыденно поведала о своей болезни, о том, что до Пасхи не доживет (умерла она в Великий Пост перед Пасхой). Попросила, чтобы тело ее «не отдавали чужим». И при этом заплакала. После смерти тело было отвезено в морг и вскрыто, невзирая на протест духовных чад блаженной.

Очевидно, она предвидела и это.

Наша встреча с блаженной происходила за 8 месяцев до раскола. Филарет еще был у власти, являясь каноническим, законным митрополитом, экзархом всея Украины. Однако мы, проявляя журналистское любопытство, включили микрофон и спросили ее о Филарете. Блаженная не стала отвечать прямо, но рассказала о своем недавнем видении во Владимирском соборе, где постоянно проходили службы во главе с Филаретом. Вот текст записи:

«Стою я во Владимирском соборе и вижу Владьку и священников его. И все стоят и отвернулись от алтаря. И я думаю, что же они отвернулись от алтаря. И дивлюсь о алтарь, а там на стене, справа, – голова зверя. Огромная такая, страшная. А я и пытаю его:”Ах, ты враг проклятый, как же ты сюда залез!?”. А он молчит да только головой поворачивает. А Владыка отвернулся, и все повернулись, вроде его не бачать…»

Умерла блаженная 11 марта 1992 года, незадолго до провозглашения Филаретом одного из наибольших расколов в истории русско-украинского православия. Похоронили ее на Святошинском кладбище возле могилы монахини Марии, насельницы Покровского монастыря, близкой подруги блаженной, ее духовной сестры. Могилка стала местом местного паломничества. Сюда приходят верующие со своими скорбями, недугами и по вере своей получают помощь.

Судить же о святости святой мы не беремся, это удел разума Церкви. Однако хочется верить, что в наше безбожное, смутное время дарит миру угодников Божиих и оставляет надежду, что «не устоит град без праведника», дарит надежду, что этот бренный, греховный мир будет еще долго сохранен ради их подвигов и молитв.

Диакон Сергий Герук
Цитируется по книге “Киевские Пророчицы”

(87)

Перейти к верхней панели