Четыре раза в году поклоняемся мы животворящему и страшному Кресту Господню, и каждый из этих праздников несет на себе печать того времени или того смысла, с которым он совершается: мы с ужасом предстоим перед Распятием в Великий Четверг, мы с изумлением и благодарностью совершаем Воздвижение, и торжественно ликуем в Праздник Происхождения Честных Древ. С каким же чувством приступаем мы сегодня к поклонению Кресту Господню?
«Крест говорит нам теперь о безмерной, об изумительной любви Божией, ведь Бог стал человеком и принял на Себя смерть по любви к нам, чтобы Его смертью мы были спасены от отчаяния греха и от отчаяния смерти», – так отвечает на этот вопрос митрополит Сурожский Антоний (Блум). – «Крест нам говорит о том, что мы Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от смерти греховной». И не поэтому ли в этот день на утрени мы слышим почти Пасхальные песнопения: «Прииди́те, песнь пои́м но́ву,/ разруше́ние а́дово торжеству́юще:/ из гро́ба бо Христо́с воскре́се,// смерть плени́в, и спасе́ вся́ческая»?
Да, Крест посреди храма сегодня – это символ не смерти, а жизни! Он явлен нам, как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно, что мы можем надеяться на все. «Как это дивно: знать, что мы Богу так дороги!», – восклицает в своей проповеди тот же Владыка…
В храме святой блаженной Ксении Петербургской в этот день состоялось воскресное богослужение: сначала настоятель прихода, протоиерей Александр Щавинский, совершил Божественную литургию свт. Василия Великого, а затем была отслужена заупокойная лития.
(17)