Храм святой блаженной Ксении Петербургской

Святой храм на святом месте

Храмы, которые расположены и действуют на территории кладбищ, у большинства современников ассоциируется с местом плача и сугубой скорби, а, между тем, в первые века христианства совершать Литургию – самую светлую и радостную службу Церкви, – было принято исключительно на гробах мучеников за веру, то есть, по сути, именно на кладбищах! Да и поныне в каждый освящаемый антиминс, без которого в Православной Церкви вот уже много веков невозможно совершение Евхаристии, обязательно закладывается частичка мощей. Таким образом, именно кладбищенские храмы являются прямыми преемниками традиций первых веков христианства. В полной мере это относится и к храму святой блаженной Ксении Петербургской, расположенной на Святошинском некрополе столицы…

Блаженнейший Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины, у могилы своего друга, прот. Константина Ружицкого, ректора Московской Академии и Семинарии

Кладбище было основано в 50-е годы ХХ столетия, и, поскольку в то время находилось за пределами города, использовалось советской властью для захоронений священнослужителей и монашествующих. Здесь покоятся: исповедник Руси ХХ века, епископ Архангельский и Холмогорский Феодосий (Ковернинский); ректор Московской Семинарии и Академии прот. Константин Ружицкий; ректор Киевской семинарии прот. Сергий Афонский; ученик святого праведного Иоанна Кронштадскаго прот. Феодор; духовенство Киево-Печерской Лавры, бывшего кафедрального Владимирского собора и прочих церквей Киевской епархии; а также игуменьи и более 200 насельниц Свято-Покровского женского монастыря.

Покоятся здесь и особо почитаемые подвижницы благочестия, на могилках которых днём и ночью, летом и зимой, теплятся огоньки неугасимых лампад. К таковым, в первую очередь, относится Христа ради юродивая блаженная старица, схимонахиня Серафима (Федорова), зверски замученная фашистами вместе со своей послушницей Александрой за пророческое обличение нацистских оккупантов и предсказание об их скором бегстве из Киева.


Схимонахиня Серафима с послушницей Александрой

«Босенькая», – так, с любовью, народ и дореволюционные газеты в своих публикациях называли матушку Серафиму, имевшую привычку ходить босой в любую пору года. Примечателен случай, произошедший с ней в мае 1893 года, когда Киев посетил светоч православия, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. По свидетельству очевидцев, блаженная старица Серафима в простоте сердечной подошла к нему со словами: «Батюшка! Благословите быть с вами одного Духа!», на что отец Иоанн ответил: «Бог благословит! Становись, будем народ благословлять», и они вместе благословляли с балкона многотысячную толпу, собравшуюся на площади напротив современного Киевского главпочтамта.

Покоится на Святошинском кладбище и преемница матушки Серафимы в старчестве, блаженная старица, Христа ради юродивая схимонахиня Мария (Димарова), и Христа ради юродивая девица Екатерина Вышгородская (Моленко), на могилке которой часто можно видеть пациентов и врачей расположенного неподалёку Киевского городского онкологического центра, приходящих сюда испросить молитвенной помощи и заступления. Нельзя не упомянуть и блаженную странницу Марфу Гомельскую, являющуюся духовной дочерью величайших подвижников благочестия – архимандрита Полихрония (в схиме Прохора), а также Кукши Одесского и Амфилохия Почаевского, ныне прославленных Церковью в лике преподобных.

Есть здесь и могилки многих других подвижников благочестия, о которых существуют лишь скудные сведения, как, например, о схиигумении Святославе (Боровской). Никто не может сказать наверняка, кем были её родители, и чем она занималась до принятия схимы, однако с уверенностью можно утверждать, что корни Боровских восходят к роду Рюриковичей, а сама она, приняв обет монашества, предположительно, в 1917 году, ощутила на себе всю тяжесть потрясений, испытаний и гонений, выпавших на долю духовенства сначала в революционные, а затем и в советские годы.

Отдельного внимания заслуживает и воинский участок кладбища, где в отдельных и в братских могилах захоронены более 300 бойцов, погибших во время освобождения Киева от фашистских завоевателей в 1943 г. Именами покоящихся здесь героев – Михаила Котельникова и Феодоры Пушиной, – названы улицы Святошинского района, а танк похороненного здесь же героя Алексея Фалина установлен на монумент возле ст. м. Шулявская, и является одной из визитных карточек и достопримечательностей нашего города.

Не менее интересна и история самого храма… Своим появлением, он во многом обязан великой подвижнице, схимонахине Ксении Гомельской († 2010). Впервые посетив Святошинское кладбище, лишь переступив его ограду, она, упав на свои больные коленки, прошептала: «Господи, сколько же здесь лежит святых! Тут должен быть храм!».


Настоятель храма св. блж. Ксении Петербургской
прот. Глеб Помелов и схим. Ксения
на Святошинском кладбище

Изначально, строящаяся церковь должна была быть освящена в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте», однако когда уже были возведены стены и установлена крыша, схимонахиня Ксения явно увидела, как в недостроенное помещение зашла сама Ксения Петербургская, и было решено дать храму имя этой святой. Впоследствии выяснилось, что и рыть котлован для строительства начали именно 6 февраля – в день памяти блаженной.

«Трудно найти более прекрасное зрелище, чем храм и кладбище вокруг него», – так святитель Николай Сербский (Велимирович) воспевал величие кладбищенских храмов. В полной мере эти слова относятся и к нашей церкви на Святошинском кладбище – святому храму на поистине святом месте…

(75)

Перейти к верхней панели