Храм святой блаженной Ксении Петербургской

Заупокойная лития на могиле прот. Константина Ружицкого в день 55-й годовщины со дня его смерти

В понедельник, 18 ноября 2019, по случаю 55-й годовщины со дня смерти преподавателя Киевской духовной семинарии, впоследствии ректора Московской духовной академии протоиерея Константина Ивановича Ружицкого (+1964 г.) на его могиле что на Святошинском кладбище Киева была отслужена заупокойная лития.

Богослужение совершили ректор Киевской духовной академии и семинарии епископ Белогородский Сильвестр и проректор по воспитательной работе епископ Згуровский Амвросий в сослужении багочинного кладбищенского благочиния протоиерея Сергия Вейго и настоятеля храма болж. Ксении Петербургской протоиерея Глеба Помелова.

Богослужебные песнопения исполнял студенческий академический хор.
За богослужением молились родные и близкие отца. Константина.

Также была совершена лития на могиле почившего протоиерея Сергия Афонского – первого ректора Киевской духовной семинарии с момента его открытия в 1947 году, который похоронен († 15.12.1963) на этом же кладбище.


( открыть полный фотоальбом )

«Отец Константин Ружицкий жил и служил в тяжёлое для Церкви время Хрущёвских гонений…», – отметил в своей краткой проповеди владыка Сильвестр. – «И сегодня, когда исполняется 55 лет со дня его смерти, мы вспоминаем этого протоиерея, профессора, как и выдающегося священнослужителя, и как ректора Московской духовной академии, но для нас, для Киевлян, он, конечно же, прежде всего вспоминается, как человек, который был преподавателем Киевской духовной семинарии – память о нём, как о преподавателе, сохраняется, и то, что сегодня, в этот день, мы собрались на его могиле свидетельствует об этом. Мы сегодня вспоминали отца Константина, и тех его собратьев, которые вместе с ним были связаны с Киевской духовной семинарией – её ректора, протоиерея Сергия Афонского, протоиерея Георгия Едлинского, и многих других священнослужителей, и просто преподавателей семинарии в её недолгое, но славное существование в период с окончания Второй Мировой войны и до закрытия в годы Хрущевских гонений. Сегодня мы молились словами “память их будет в род и род”, свидетельствуя о том, что память о них, об этих людях, будет храниться и передаваться от рода к роду человеческому, от поколений к поколениям, от одного поколения семинаристов и священнослужителей к другому поколению семинаристов и священнослужителей. Эти люди прошли не просто испытания, которые грозили им моральным и физическим уничтожением, – они вышли из них, сохранив свою веру, свой сан, оставаясь верными ли священнослужителями Православной Церкви.

Умерли они ещё в советский период – в период, когда советская власть, как и почти всё время своего существования, мечтала уничтожить даже память о священнослужителях, но мы знаем, что, тем не менее, память эта сохранилась. И пускай даже в конце 70-х – начале 80-х годов на Православную Церковь осуществлялись гонения, тем не менее мы всё равно сохранили память об этих людях – об отце Константине, от отце Сергии, и о многих других преподавателях Киевской духовной семинарии. И дай Бог, чтобы, несмотря ни на какие изменения и испытания, которые ещё могут быть у нашей Церкви, память об этих людях будет передаваться и последующим поколения Киевской духовной академии и семинарии, и каждое последующее покаление преподавателей и студентов будет в молитвах вспоминать наставников – протоиерея Константина Ружицкого, протоиерея Сергия Афонского, и всех почивших преподавателей, наставников и студентов духовных школ. Вечная память, и память в род и род протоиерею Константину Ружицкому, протоиерею Сергию Афонскому, всем сродникам их по плоти, и всем православным христианам».

Протоиерей Константин Ружицкий (1888-1964)

Отец Константин родился 1888 года в с. Мольчици на Волыни в семье чтеца, затем был посвящен в сан диакона. В 1906 г. он окончил Мелецкое духовное училище, а в 1912 г. — Волынскую духовную семинарию, после чего успешно сдал экзамены для поступления в Московскую духовную академию. Окончил ее в 1916 году магистром и даже получил премию за дипломную работу «Учение святых отцов и церковных писателей о материи». В том же году стал священником, служил в г. Славянск Донецкой области, преподавал Закон Божий в школах.

В 1945 г. протоиерея Константина Ружицкого назначили настоятелем Свято-Владимирского кафедрального собора г. Киева и управляющим делами Украинского православного экзархата. В 1948-49 годах в. Константин преподавал древнегреческий язык и психологию в полуподпольной Киевской духовной семинарии. В 1951 Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) назначил о. Константина Ружицкого ректором Московской духовной академии, и тот оставался на этом посту до самой смерти в 1964 г. Вот воспоминания о нем сначала студента, а затем многолетнего преподавателя клиросного пения в МДА, украинца, тоже с Волыни, Марка Трофимчука: «Константин Ружицкий был чрезвычайно открытым к общению. Всегда присутствовал на трапезе в профессорской и каждый раз рассказывал о каких-то новостях, о чем-то, что узнавал из журналов. Он был большим поклонником такого чтения. Все, кто его знал, могут рассказать о нем как о неутомимом работнике.

Отец Константин без пропусков служил в праздничные и воскресные дни. Ни одна Литургия не проходила без его поучительной проповеди. Нередко, посещая занятия в аудиториях, отец ректор слушал объяснения преподавателей, а в конце обязательно дополнял тему занятия своими размышлениями, приводил примеры из богатого опыта собственной пастырской жизни. Зачастую мы получали свои семестровые работы с замечаниями ректора. Он внимательно их читал, исправляя никем не замеченные ошибки. И когда только успевал отец Константин перечитать огромное количество студенческих работ по всем дисциплинам в условиях своей ректорской занятости и административно-преподавательской нагрузке? «(М. Трофимчук» Академия у Троицы. Воспоминания «, 2005).

Протоиерей Сергий Афонский (1889-1963)

Сергей Петрович Афонский родился 17 июля 1889 года в г. Богуславе. Его отец Петр Васильевич Афонский в то время был учителем духовного училища, в котором многие ученики получали первоначальное воспитание перед поступлением в семинарию. В 1902 году Богуславское духовное училище закрыли, перевели в Киев и объединили с Киево-Подольским духовным училищем. Семья Петра Васильевича также переехала в Киев, и он продолжил преподавать в училище до 1009 года. По выслуге 25 лет он решил принять священнический сан, и был назначен священником в киевский Покровский женский монастырь. Прослужив всего 3 года, отец Петр скоропостижно скончался в 1912 году, оставив матушку Елизавету Иосифовну с шестью детьми. Матушка организовывала домашнюю кухню и давала платные обеды, при этом одним из ее постоянных посетителей был известный украинский писатель И.Нечуй-Левицкий.

Сергей Петрович Афонский с 1900 года учился в Богуславском духовном училище, а в 1904 году в связи с переездом в Киев окончил Киевское духовное училище и в том же году поступил в Киевскую духовную семинарию. Далее с 1910 по 1914 год была учеба в Киевской духовной академии, которая позволила Сергею Петровичу получить профессию преподавателя преимущественно духовных учебных заведений, а также получил возможность принять в дальнейшем священнический сан и быть высокообразованным священнослужителем. Учеба Сергея Петровича в духовной семинарии и, в особенности, в Киевской духовной академии помогли ему стать высококвалифицированным преподавателем и церковнослужителем, научили его быть хорошим организатором. Следует отметить, что глубокое уважение и любовь к учебным заведениям, в которых он проходил учебу, к их профессорам и преподавателям у отца Сергия сохранилось до конца жизни, несмотря на все события, происходившие в нашей стране в XX веке.

После окончания Киевской духовной академии с 1914 по 1916 год, тогда еще псаломщик, Сергей Петрович работал учителем Тульчинского епархиального училища и Тульчинской женской гимназии. С 1916 по 1920 был учителем одновременно в двух женских духовных гимназиях в Киеве.

Начиная с 1920 года, несмотря на постоянные репрессии и гонения на Церковь, Сергей Петрович всю свою трудовую деятельность посвящает пастырству: с 1920 по 1921 год служил псаломщиком в киевском Борисоглебском храме, а приняв в 1921 году сан диакона служил в том же храме до 1934 года, когда церковь была закрыта и полностью разрушена. Тогда же отец Сергий как «служитель культа» был лишен избирательных прав и не имел права жительства в Киеве. До 1937 года он жил то в Житомире, то в Белой Церкви. Период служения отца Сергия диаконом в Борисоглебском храме города Киева были для него, пожалуй, самыми благотворными и значащими, ведь служил он под церковным руководством известного киевского протоиерея – Михаила Едлинского, которого в то время за его высокое благочестие, скромность, любовь как свои прихожане, так и многие киевляне, считали святым. Протоиерей Михаил был тестем отца Сергия: последний был женат на дочери отца Михаила Вере. В 1937 году отца Михаила арестовали и через два месяца расстреляли. В настоящее время протоиерей Михаил канонизирован как новомученик.

В 1937 году Киевским Митрополитом Константином (священномученик, убит на допросе в Лукьяновской тюрьме столицы) отец Сергий Афонский был назначен диаконом Набережно-Никольского храма и одновременно служил в нем регентом церковного хора, который сам организовал и научил церковному пению. Это стало возможно благодаря тому, что учась в духовной академии отец Сергий получил еще и отличное музыкальное образование, которым щедро делился с участниками и солистами хора.

Учителем отца Сергия по хоровому пению был известный украинский дирижер хора Александр Кошиц, который после октябрьского переворота эмигрировал со своим хором в США. В то же время следует отметить, что все четыре сына протоиерея Петра Афонского имели хорошие голоса и прекрасно пели, но в особенности, широкую известность получил хор, которым руководил эмигрировавший за границу брат отца Сергия, Николай Петрович Афонский. Он был известен благодаря своим гастролям по всей Западной Европе и Америке и тем, что в качестве солистов в хоре пели такие известные певцы, как Федор Шаляпин и Николай Гедда.

Протоиерею Сергию власти предложили прослужить диаконом и регентом Набережно-Никольской церкви всего один год, уже 23 июня 1938 года ночью он был арестован и помещен в Лукьяновскую тюрьму, а через некоторое время ему было предъявлено обвинительное заключение следующего содержания: «Афонский Сергей Петрович является служителем религиозного культа Тихоновской ориентации, монархически настроен, группирует контрреволюционный актив из бывших монахов Печерской Лавры под видом участника хора и церковников и проводит антисоветскую агитацию среди верующих, направленную против политики партии и Советской власти. Среди участников хора и верующих он распространял слухи о скорой гибели Советской власти, клеветнически истолковывал мероприятия партии и Советской власти по отношению к науке и культуре, говоря, что среди советских студентов преобладает безграмотность и распущенность, при этом восхвалял старую царскую науку в духовной академии, а также духовных лиц, архиереев, профессоров академии, монахов Киево-Печерской Лавры, приглашая их к участию пения на распев акафистов. Он также был сильно озлоблен закрытием церквей и заменой их культурными учреждениями». Несмотря на длительные и многочисленные допросы с применением физических мер, несмотря на заявления нескольких свидетелей из числа сослуживцев по Набережно-Никольской церкви, отец Сергий остался при своих показаниях, которые отвергали все предъявленные ему обвинения, за исключением одного, в котором он восхвалял духовную школу, из которой вышел, ее профессуру и преподавателей. Тем не менее, согласно протоколу Особого Совещания при НКВД СССР, отца Сергия «за контрреволюционную деятельность» постановили заключить в Исправтрудлагерь сроком на пять лет, место заключения: город Соликамск, Уссоль лагерь НКВД, Верх-Вельминский Лагпункт. В первый же год пребывания в лагере отец Сергий тяжело заболел и был помещен в лазарет, из которого живым и здоровым редко кто выходил. Его спасла матушка Вера Михайловна, которая, оставив дома в Киеве шестерых детей, отправилась на поиски своего мужа на Северный Урал и нашла его больного и практически при смерти. Привезя с собой продукты питания и теплую одежду, матушка Вера спасла отца Сергия от гибели.

В 1943 году отца Сергия освободили из лагеря, однако, в связи с продолжающейся войной и временной оккупацией Киева немецкими войсками ему пришлось еще год прожить на Урале, работая ночным сторожем на базе. В 1944 году, добившись разрешения на проживание в родном городе, отец Сергий возвратился в Киев и вскоре принял сан иерея с назначением настоятелем храма Константина и Елены на Подоле, а в 1946 году старшим священником киевского Свято-Покровского женского монастыря. Этот же год стал для отца Сергия решающим в плане подготовки к открытию в Киеве духовной семинарии. И хотя первые наборы учащихся были сравнительно небольшие – 10-12 человек, тем не менее, их следовало обеспечить жильем, питанием, классными комнатами, библиотекой, а главное – найти и пригласить на работу достойных и профессиональных преподавателей. Несмотря на все трудности, связанные с организацией и подготовкой к работе семинарии, она была открыта весной 1947 года, а первый выпуск состоялся в 1950 году, ректором семинарии тогда оставался протоиерей Сергий Афонский, инспектором протоиерей Александр Луценко, секретарем отец Георгий Едлинский. В качестве преподавателей в семинарии работали отец Борис Шулькевич, отец Владимир Ганецкий, отец Константин Корчевский, отец Николай Скоропостижный и другие. Государственные органы со своей стороны также контролировали работу семинарии. Известно, что на одном из съездов комсомола Украины бывший секретарь ЦК Шелепин резко критиковал комсомольскую организацию Украины за то, что при поступлении в Киевскую духовную семинарию наблюдается большой конкурс на каждое место, и при этом в качестве абитуриентов выступают молодые люди комсомольского возраста.

Спустя некоторое время, после очередного закрытия Михайловского монастыря семинария переселилась в цокольное здание Андреевской церкви, а в начале 60-х годов семинарию снова закрыли, однако, несмотря на сравнительно малое время своего существования, Киевская духовная семинария сумела подготовить и воспитать более ста церковных деятелей, верно служивших и служащих Святой Православной Церкви.

В публикации использованы материалы
ресурса «Украина Православная»

(192)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели